Мотивация – важнейшая тема во все времена. Вопрос мотивации важен для руководителей и сотрудников, для родителей и детей, для тренеров и учащихся…

Если мы посмотрим на то, что находится в глубине мотивации, то обнаружим, что суть мотивации – это удовлетворение ценностей и потребностей.
Разделение на ценности и потребности в данном случае не столь важно, так как это вопрос того, в рамках какой школы мы рассуждаем.
В советской психологической школе было принято все называть потребностями: физические, безопасности, интеллектуальные, духовные и т.д.
В западной школе принято разделять: физические и витальные – потребности, интеллектуальные, духовные, моральные и т.д. – ценности.
Итак. В глубине мотивации лежит возможность удовлетворения ценностей/потребностей.
Наш мозг регулярно собирает информацию от центров различных потребностей на предмет уровня их удовлетворенности, и на основании этой информации выбирается та ценность/потребность, которая требует удовлетворения первой и в ближайшее время.
В любом случае: мотивация строится на удовлетворении ценностей и/или потребностей. Точка. Причем тут и мотивация К (получить желаемое), и мотивация ОТ (избежать угроз) — все строится на ценностях/потребностях.
Изучение мотивации
А дальше идет еще конкуренция и «взвешивание», какие из ценностей/потребностей более актуальны и в какой очередности их удовлетворять.
Так что если у вас нет мотивации что-то делать, то либо за целью/ожидаемым результатом не стоят никакие ваши ценности/потребности, либо есть нечто, что ваш мозг решил на текущий момент более важным для удовлетворения.
В первом варианте крайне важно, чтобы это были именно ВАШИ ценности и потребности. Навязанное, социально-ожидаемое, но не подкрепленное своим личным – не дает мотивации.

- И шаг первый — проверить, а ваши ли это цели?
Бывает еще, что ценности/потребности стоят за целью, но человек их не осознает. - Тогда шаг второй — самому или с помощью специальных вопросов, понять, а что именно вам может дать достижение цели? Какие удовлетворить ваши ценности и/или потребности?
- Шаг третий — проверить экологию (хотя часто важно это сделать вообще первым шагом!). Если цель не экологична, мозг будет выбирать саботаж, потому что понимает, что достигая цель, вы удовлетворяете одни ценности/потребности, но наносите вред другим.
Ну, и далее — проверить, какая может быть конкурирующая «повестка дня». У вашего мозга могут быть свои идеи по поводу того, что стоит делать прямо сейчас. Ему, может, приятнее сидеть в фейсбучике, а не писать отчет.
И тут уж следующая задача – понять, а чем писать отчет все-таки выгоднее и стоит заняться этим прямо сейчас.
А вообще мозг такая штука — энергоэкономная. И если что-то можно не делать, то он с большой вероятностью выберет не делать.
И это мы еще не коснулись дофамина и всяких дофаминовых ловушек, коих тоже много. Отвлекают!
Спойлер: если мы берем нейрохимию, то в основе мотивации лежит дофамин. Есть дофамин — будет мотивация, нет дофамина — не будет мотивации. Но это тема отдельной большой статьи.
Удержание долговременной мотивации
Когда мотивация уже есть – это половина дела, но в случае достижения целей этого часто недостаточно. Потому что одно дело создать мотивацию на короткое действие, дающее быстрое удовлетворение, а другое — создать мотивацию там, где выгода неочевидна (для мозга), и удержать мотивацию на длинных дистанциях, когда многое делаешь через активное вовлечение префронтальной коры.

И, кстати, тут же сразу становится понятно, почему обобщенные программы мотивации в бизнесе не работают!
Мотивация строится на ценностях и потребностях данного конкретного человека! И том, какие сейчас ценности/потребности стоит удовлетворять, а какие — нет.
Подогнать всех под один-три-пять вариантов и ожидать, что для всех ваши программы мотивации сработают — нейрофизиологически неграмотно.
Индивидуальный подход крайне важен! Не зря ведь мотивация — это одна из пяти основных функций менеджмента (вместе с планированием, организацией, координацией и контролем). Это та функция, которую передать на аутсорс не получится. Индивидуальный подход и личная работа с людьми – залог того, что руководитель сможет быть более эффективен.
И тем более в случае мотивации индивидуальный подход стоит применять и к себе также, как бы странно это ни звучало. Не брать чужие цели, чьи-то разработанные системы мотивации и кем-то придуманные подходы. А лучше узнавать себя, свои ценности и потребности, уметь различать свои цели от навязанных и понимать, как создавать мотивацию свою лично для себя.
Это все и еще многое другое мы изучаем на курсе «Школы нейрокоучинга», который несомненно полезен как для коучей, так и для руководителей и для каждого лично.


