Про эмоции и состояния написано и сказано уже много. Сложность заключается в том, что в академическом психологическом мире нет даже единого определения понятия «эмоция». Тем более нет правильного способа и подхода к работе с эмоциями и состояниями.

Когда мы ведем тренинги по эмоциональному интеллекту (ЭИ), в том числе, в рамках курсов НЛП-Практик и НЛП-Мастер, мы обычно опираемся на три источника:

  1. Пол Экман (психолог, который исследовал эмоции по всему миру более 50-ти лет),
  2. Дэниел Гоулман (психолог, научный журналист, автор многих книг по ЭИ)
  3. Лесли Кэмерон (тренер и разработчик НЛП, которая занимается вопросами эмоций еще с начала 80-х годов прошлого века).

Во многом, кстати, взгляды и подходы, которые предлагают Пол Экман и Лесли Кэмерон близки.

Конечно, тема эмоций и ЭИ — широка. Одной статьи тут будет мало. Сейчас хотим взять лишь один из моментов. А именно: идею возникновения эмоций.

Вот что пишет об этом Пол Экман:

«Эмоции возникают для того, чтобы подготовить нас к быстрым действиям в условиях событий, имеющих большое значение для нашей жизни»

«Одна из функций эмоций состоит в том, чтобы фокусировать сознание на текущей проблеме — той, которая вызвала наши эмоции… Ключевое значение имеет лучшее понимание самих себя…»

И действительно, из нейрофизиологии мы знаем, что эмоции возникают как реакция на нечто, происходящее по внешнем или внутреннем мире. И очень часто эмоции оказываются связаны с нашими ценностями или потребностями.
Некоторые эмоции нам помогают понять, что все происходит правильно, мы делаем верные шаги для удовлетворения ценностей/потребностей (радость, удовлетворение, восторг…) Некоторые эмоции показывают нам, что происходит что-то, что угрожает, нарушает или идет в разрез с ценностями/потребностями (страх, гнев, отвращение…). Ряд эмоций говорят о том, что нечто важное уходит и теряется (печаль) или же вообще неожиданное, внезапное и непонятное (удивление).

Лесли Кэмерон предлагает подумать об эмоциях, исходя из подобного предположения. Согласно Лесли, каждая эмоция имеет свое функциональные назначения: сообщить нам информацию о чем-то важном и дать энергию для неких действий.

Например, гнев. Гнев возникает в том случае, когда есть угроза чему-то значимому (какой-то важной ценности или потребности), и эту угрозу нужно (и человек верит, что в силах и должен!) устранить. Соответственно, энергия при гневе нужна для того, чтобы защитить важное, убрав угрожающее.

Эмоциональный интеллект. Гнев

Или же радость. Радость возникает, когда прямо сейчас удовлетворяется значимая ценность/потребность. И энергия дается для того, чтобы мочь повторять еще раз то, что дало удовлетворить эту ценность/потребность.

И когда начинаешь смотреть на свои эмоции через призму того, как это предлагают Пол Экман и Лесли Кэмерон, действительно начинаешь лучше узнавать себя: чему, как мне кажется, сейчас была угроза? Какую потребность/ценность я прямо сейчас удовлетворяю?

Лучше начинаешь понимать не только себя, а и других. И соответственно, лучше и точнее выстраивать отношения с собой и другими.

Исходя из такого подхода, становится понятно, что нет эмоций хороших или плохих, позитивных или негативных. Эмоции могут быть приятные или неприятные. Но все они приносят пользу и в этом смысле они все — хорошие и возникают не просто так, а чтобы помочь нам лучше действовать в этом мире.

Конечно, это лишь малая часть того, что можно и нужно знать об эмоциях, чем полезно их изучать. В следующих статьях постараемся добавить еще немного интересного и развернутого материала.

Эмоциональный интеллект

Если интересно почитать об эмоциях, рекомендуем такие книги:

  • Пол Экман «Психология эмоций»
  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
  • Лесли Кэмерон «Заложник эмоций. Как спасти вашу эмоциональную жизнь»
Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial