В статье «Мифы о мозге» мы писали о том, какие структуры в нашем мозге отвечают за креативность и из каких компонентов, с точки зрения нейрофизиологии, креативность состоит.

Эту статью посвятим тому, как можно тренировать эти компоненты, и соответственно, развивать креативность.

Итак, за креативность у нас отвечают следующие компоненты:

  • правое полушарие;
  • связи между полушариями;
  • образность мышления;
  • способность к ассоциациям и гибкость мышления;
  • умение смотреть на все с разных точек зрения и разных сторон;
  • ориентация на новое — поиск и генерация.

Вариантов развития существует множество. Опишем некоторые из них.

Правое полушарие

Правое полушарие отвечает за многие задачи левой стороны и за левую руку и левую ногу, в том числе. Поэтому можно развивать правое полушарие, по сути, просто даже начиная больше делать все левой рукой/ногой, особенно привычно-праворукие действия. Чистить зубы, держать ложку/вилку, начинать шаг, бить по мячу и т. д.

При должной тренировке можно натренировать левую руку/ногу так же хорошо действовать, как правой, что вообще может быть полезно в разных жизненных ситуациях. 🙂

Связи между полушариями

Находить действия и активности, которые задействуют оба полушария одновременно: и левую, и правую стороны, в идеале – плюс все репрезентативные системы (визуальную, аудиальную, кинестетическую) плюс память и воображение.

Есть много игр и техник, которые вовлекают оба полушария. Это могут быть чисто физические (где мы должны одновременно что-то делать и правой, и левой рукой/ногой, а еще и что-то видеть, слышать, чувствовать). Это могут быть и весьма специализированные, такие как техники НЛП (игра «Алфавит» из Нового кода НЛП).

Образность мышления

Также для креативности больше значение имеет визуальная система и целостное и пространственное восприятие. Как можно развивать их:

  1. Развивать мышление образами, то есть визуальную систему.
    Переводить фокус внимания на то, как что-то выглядит, рассматривать картинки и в первую очередь на них обращать внимание, замечать детали этих образов.
    Смотреть больше внутренних картинок, представлять визуально все, как можно больше и четче.
  2. Развивать целостное восприятие: смотреть не на детали, а на образ целиком.
  3. Развивать пространственное мышление.
    Например, решать пространственные задачки или учиться ориентироваться в городе по карте и по сторонам света. Тут очень могут помочь автоквесты, когда надо уметь быстро и хорошо ориентироваться в пространстве, в городе, на локации. 🙂

Способность к ассоциациям и гибкость мышления

Если вы знакомы с НЛП, то отличными инструментами для тренировки будут служить: рефрейминг, фокусы языка и трехпозиционное описание.

Как вариант: можно играть в ассоциации. Например, берем слово, потом ассоциацию на это слово и так по цепочке. Или берете два разных слова, например, «чайник» и «роза» и находите ассоциации между ними разными способами: можно через одну итерацию (розу можно поставить в воду в чайник), можно через цепочку итераций (чайник — вода — питье — стакан — посуда — ваза — роза).

Умение смотреть на все с разных точек зрения и разных сторон

Те же рефрейминг, фокусы языка и трехпозиционное описание помогают и тут.

Полезно также поиграть с собой в игры такого плана.

Игра 1

Возьмите любой предмет, например, стол. И опишите его, как если бы вы были:

  • продавцом этого стола;
  • покупателем;
  • бухгалтером компании по производству столов;
  • инженером-технологом;
  • официантом;
  • трехлетним ребенком;
  • и так далее.

Каждое ваше описание будет отличаться, потому что вы будете видеть стол по-разному. Затем перейдите к шкафу 🙂

Игра 2

Выберите наиболее несвойственные для вас картины мира (врача, учителя, собственника, буддиста, атеиста, феминистки, домохозяйки и т.д.) и проживите день, как если бы вы были таким человеком: смотрите на мир, как он, думайте, оценивайте, выбирайте, как он.

Важно! На следующий день возьмите прямо противоположную картину мира — и проживите день с ней. Например, день как христианин, день как атеист. И закрепить агностиком. 🙂

День – как ярая феминистка, день – как твердая сторонница домостроя.
Очень раскачивает мышление, надо отметить. 🙂

Ориентацию на новое – поиск и генерация

Начните разные дела делать по-новому, не так, как привыкли.

  • Ходите/ездите на работу и с работы каждый раз разными путями.
  • Ешьте еду, которые раньше не пробовали.
  • Читайте книги, которые не читали, в новом жанре.
  • Выберите новый шампунь и новый способ приготовления блюда.

Тут тоже можно придумать забавные игры.
Возьмите простой бытовой предмет. К примеру, вилку. Придумайте минимум 20 способов, отличающихся от стандартного применения вилки, как еще ее можно использовать. Возьмите следующий предмет. 🙂

Что угодно – большое и маленькое, но хотя бы одно-два в день делайте иначе. Особенно это касается привычных стереотипных действий.

Мы описали буквально по одному-два примера упражнений на каждый пункт. Как вы понимаете, их много больше. Главное, понять принцип, и тогда можно придумывать свои. 🙂

И заметьте, что мы часто пишем «игра» и «поиграйте». Это связано с нашими любимыми нейромедиаторами.

Когда мы играем, нам интересно и весело, у нас выделяется дофамин, нейромедиатор, отвечающий за многие функции, включая мотивацию и обучение. Дофамин дает чувство удовольствия – нам хочется продолжать игру. И дофамин закрепляет успешное поведение – а значит, мы лучше обучаемся.

Поэтому, когда вы учитесь – играйте! Особенно, если это касается креативности: тут игра и несерьезность как раз более уместна, чем где бы то ни было и помогает как процессу, так и результату. 🙂

Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial