В начале 90-х годов прошлого века профессор Пармского университета, нейробиолог Джакомо Риззолатти открыл нейроны, которые впоследствии назвали зеркальными. Многими учеными это открытие считается чуть ли не самым значимым в нейробиологии за последние сто лет.

Зеркальные нейроны – это нейроны, которые активизируются, когда вы выполняете какое-либо действие, и они же активизируются в случае, когда вы наблюдаете, как это действие совершает кто-то другой. То есть, по сути, при наблюдении за действиями другого мы имеем как бы отображение активности его мозга – в своем.

Первоначально зеркальные нейроны были обнаружены у обезьян в зоне F5 (область премоторной коры, связанной с мышцами кисти руки). Когда обезьяна брала изюм с тарелки, у нее активизировались нейроны, ответственные за данное действие. Когда обезьяна наблюдала за тем, как экспериментатор берет изюм с тарелки – у нее активизировались те же нейроны.

Затем после многочисленных исследований зеркальные нейроны были открыты и в другим областях головного мозга человека (причем у человека их много больше, чем у обезьян), у млекопитающих, птиц и, возможно, у рептилий, амфибий и рыб. Закономерно, исходя из функций зеркальных нейронов (см. ниже), что их обнаруживается больше у стайных животных.

На сегодня выделяют зеркальные нейроны, связанные с:

  • двигательным подражанием,
  • сопереживанием (эмпатией),
  • разделением «картины мира» другого.

Функции зеркальных нейронов связывают с обучением и передачей знаний, пониманием действий и намерений других людей/животных, сопереживанием. Они также связаны с эффективной организацией жизни социума, развитием речи и языком, с культурой.

Поговорим подробнее про нейроны двигательного подражания

Предпосылки для открытия этих нейронов были еще в 50-е годы прошлого века.
Мю-ритм головного мозга (локализуется над моторной корой) наблюдается в состоянии физического покоя и исчезает при произвольных движениях. В 1954 году французский невролог Анри Гасто заметил, что мю-ритм подавляется и в случае, когда человек наблюдает за действиями других. В начале 2000-х годов Вилейанур Рамачандран, индийский невролог и нейрофизиолог, с коллегами повторили эксперименты, применяя более совершенные методы, и получили схожие результаты. Кстати, мю-ритм подавляется только при совершении действия или при наблюдении за действия другого, но подавления не происходит, если наблюдать за просто движущимся объектом, например, прыгающим мячом.

Эволюционный смысл появления зеркальных нейронов подражания имеет несколько аспектов: обучение, синхронизация и понимание намерений других.

Обучение

Ряд реакций у животных заложены рефлекторно, но для выживания и успешного функционирования этого часто недостаточно. Обучение играет важную роль в развитии нейросетей, которые помогают лучше адаптироваться, выживать и действовать.

Подражание, за которое и отвечают зеркальные нейроны, – основа обучения у многих видов животных, включая человека. Уже с рождения ребенок обучается повторять за родителями жесты, мимику, даже не понимая, что он делает: высунуть язык, улыбнуться, помахать ручкой… В процессе роста подражание становится более сложным и мы научаемся комплексным навыкам.

В случае, когда мы видим и повторяем простые движения, у нас активизируются зеркальные нейроны, находящиеся в моторной коре. Когда речь идет о сложных движениях, ориентированных на цель, включаются зеркальные нейроны, расположенные в лобной ассоциативной коре (формирование глобальной задачи и выбор программы действий), в премоторной коре (разбивка программы на отдельные движения) и далее уже в моторной коре (сигнал мышцам на собственно движение).

Один из ярких примеров двигательного подражания — зевание. Когда рядом с вами зевает человек часто хочется зевнуть в ответ. Более того, желание зевнуть возникает и когда мы смотрим фильм или фото с зевающим человеком или порой даже животным.

Как правило, зеркальные нейроны срабатывают на животных своего вида, а еще сильнее – на свою стаю (семью). Но есть примеры и межвидового подражания.

Наши собаки очень часто повторяют за нами некоторые движения. И, наверное, каждый хозяин собаки, мог наблюдать работу зеркальных нейронов в действии. Я подпрыгиваю — собака подпрыгивает, я присаживаюсь и наклоняюсь, чтобы достать мячик из-под кровати, собака делает то же самое.

Прекрасный пример можно найти в интернете: овечка, выросшая и воспитанная собаками.

Например, тут: 

И тут: 

Паттерны движений у овечки явно выучены от собак, с которыми она выросла.

Вообще если говорить про обучение, то кому мы подражаем, на кого у нас больше срабатывают зеркальные нейроны? Это родители, затем любые значимые взрослые (учителя, тренеры, дяди-тети), друзья, коллеги, те, кого мы считаем авторитетом, лидером, вожаком.

Синхронизация

Синхронизация поведения и состояния – важнейший аспект для успешного функционирования стаи/семьи. Для эффективного взаимодействия нужно, чтобы состояние и действия каждого члена были похожи и согласованы. Это создает фундамент для успешного поиска пищи, охоты, защиты и нападения, просто перемещения в пространстве. Сенсорный сигнал одной особи (звуковой, зрительный) передается другой и вызывает у нее, благодаря работе зеркальных нейронов, появление аналогичного сигнала.

Синхронизированная работе зеркальных нейросетей разных особей создает слаженную работу команды, будь то стая волков, стадо газелей или коллектив сотрудников на работе.

Есть данные, показывающие, что на тех, кого человек воспринимает как «своего» или близкого к нему, зеркальные нейроны срабатывают активнее. У профессионалов в спорте или танцах в ответ наблюдение за «своим» видом спорта/танцев ответ зеркальных нейронов сильнее, чем при наблюдении за «чужим». Особенно сильно эффект большего срабатывания зеркальных нейронов на того, кого мы считаем «своим», выражен при сопереживании, эмпатии. В таком случае срабатывают зеркальные нейроны, находящиеся в лимбической системе и некоторых других структурах мозга. Зеркальные нейроны сопереживания – это тема другой статьи. Постараемся написать о них тоже.

Понимание намерений других

Особенностью зеркальных нейронов является то, что они особо сильно реагируют не просто на действия другого, а на целенаправленные действия. Не просто протянуть руку, а протянуть с намерением взять чашку и выпить чай, например. Так как благодаря работе зеркальных нейронов при наблюдении за этим действием активизируется ассоциативная лобная кора, премоторная и моторная, то получается, что в мозге наблюдающего как бы отражается и действие, и та цель, ради которой это действие совершается.

Таким образом мы можем понимать намерения другого, что он действительно хочет сделать. Когда мы смотрим на человека, который замахнулся ногой рядом с мячом, мы можем предугадать, что он хочет по мячу ударить. Когда мы видим человека, который наклонился рядом с лежащим на земле предметом и протянул руку, мы можем предугадать, что он, скорее всего, это предмет возьмет.

Это важнейшая способность, помогающая в коммуникации, обучении, действиях. Мы не просто повторяем поведение, мы моделируем аспекты разума другого человека и можем увидеть мир с его точки зрения, прогнозируя его поведение и понимая намерения. Такая способность называется The theory of mind (модель психического состояния). Она начинает развиваться лет с трех-четырех и лежит в основе эмоционального интеллекта. А в ее основе – зеркальные нейроны. Чем лучше у вас развита сеть зеркальных нейронов, тем лучше вы можете понимать других, «считывать» их состояния и намерения и быть более эффективным в коммуникации с ними и управлении.

Начиная с 90-х годов количество исследований зеркальных нейронов растет каждый год. И мы все лучше начинаем понимать их особенности, анатомию и функции. И понимать их важность для создания нашей культуры и цивилизации в целом. А я как человек, склонный к эмпатии, вообще могу сказать, что это мои любимые нейроны. 🙂

Зеркальные нейроны и НЛП

Если соединить то, что мы знаем о зеркальных нейронах с прикладными инструментами коммуникации, то самое время вспомнить несколько великолепных моделей и технологий НЛП: раппорт и трехпозиционное описание (вход во вторую позицию).

Раппорт – это состояние, возникающее между двумя и более людьми, при котором люди синхронизированы друг с другом по ряду параметров (от физических до эмоций и общей направленности мысли). Люди как будто находятся то, что называется, «на одной волне». При раппорте повышается взаимопонимание и появляется чувство доверия друг к другу. Мы все как социальные существа с зеркальными нейронами умеем создавать раппорт. И есть способы, как научиться это делать более эффективно, осознанно и с любым человеком, а не только с теми, с кем раппорт возникает как бы сам по себе.

Трехпозиционное описание – модель, описывающая способ восприятия ситуации в коммуникации. Мы можем смотреть на ситуацию своими глазами и с учетом своих убеждений, ценностей и интересов. Можем смотреть со стороны, не вовлекаясь эмоционально в происходящее, как если бы мы были сторонним наблюдателем. И можем смотреть на ситуацию глазами другого человека, понимая его намерения и с учетом его ценностей, убеждений и интересов. В последнем нам как раз и помогают зеркальные нейроны и theory of mind. Также, как в случае раппорта, мы умеем применять все три варианта с разной степенью мастерства. А вот сделать этот процесс и умение подконтрольным и управляемым – задача другого уровня. И этому тоже можно научиться. 🙂

Если вам интересно и полезно уметь лучше управляться со своей сетью зеркальных нейронов, развивать ее и применять эти способности осознанно и на высоком уровне – добро пожаловать на курс НЛП-Практик.

Ближайший курс мы начинаем 25-26 июня 2022 г.
Осталось буквально несколько мест. 😉


Регистрация

 

Использованные источники:

  1. Дж. Риззолатти. «Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания.»
  2. В. Рамачандран. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»
  3. В. Косоногов. «Зеркальные нейроны: краткий научный обзор.»
  4. В. Дубынин. Курс МГУ «Нейрофизиология поведения»
Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial