Движение – это жизнь, и функция движения настолько важна, что огромное количество нейронов в нашей нервной системе занимается именно управлением движениями. Это такие области и структуры, как: мозжечок, базальные ганглии, красное ядро, черная субстанция, двигательная кора, двигательные ядра черепных нервов и спинного мозга и др.

Движение – это то, что обеспечивает выживание и саму возможность реализации множества необходимых функций и удовлетворение потребностей.

По сути, почти все потребности мы удовлетворяем, используя те или иные виды движений. Витальные и зоосоциальные потребности строятся на поведении и не могут быть удовлетворены без него. Потребности саморазвития в большей степени тоже связаны с поведением, но тут уже человек как высокоразвитое существо может удовлетворять часть потребностей саморазвития, даже просто сидя на диване и мысленно играя, исследую и придумывая новые идеи, смыслы и т.д. И то пусть в минимальной мере, но движения происходят даже в такой ситуации: мы дышим, меняем позу, двигаем руками и ногами, двигаем глазами…

Для реализации движений у нас существует различные их типы:

  1. Рефлекторные.
  2. Локомоторные.
  3. Произвольные.
  4. Автоматизированные.

Поговорим подробнее про произвольные движения.

Произвольные движения и Теория функциональных систем

Произвольными называют новые движения в новых условиях. Но этого еще недостаточно. Для того, чтобы назвать движение произвольным, необходимой составляющей является цель этого движения, выбранная волей и/или осознаваемая. Шведский нейрофизиолог Р. Гранит говорит , что «произвольным в произвольном движении является его цель» (книга «Целенаправленный мозг»).

Откуда же берется эта цель? Одной из основных моделей системной психофизиологии является Теория Функциональных систем (ТФС), автор — советский физиолог П. К. Анохин. Это модель, описывающая то, как строится полный поведенческий акт и какие компоненты необходимы для его реализации.

Теория функциональных систем (ТФС)

В ТФС все начинается с Акцептора результата действия, то есть формирования идеи, образа, модели желаемого результата, той цели, к которой мы хотим прийти. За этот компонент отвечают ассоциативные зоны нашего мозга и, в первую очередь, ассоциативная лобная кора. Она учитывает информацию от центров потребностей и других ассоциативных зон мозга.

Затем включается компонент, который называется «Эфферентный синтез» – формирование двигательной программы, которая наилучшим образом поможет достичь цель. За это отвечает премоторная и моторная кора.

То есть этапы можно описать таким образом:

1. Активация ассоциативной лобной коры
Тут происходит формирование цели и выбор программы поведения для достижения этой цели.
То есть это постановка цели и создание стратегического видения и глобальной идеи, как мы будем цель достигать.

2. Активация премоторной коры
Происходит «разбиение» программы на совокупность входящих в ее состав движений.
Это когда мы из стратегии создаем тактику. Это и есть собственно планирование – разбивка глобальной задачи на конкретные действия и шаги.

3. Активация моторной коры
Запуск собственно сокращений определенных мышц.
А это когда мы план переводим в непосредственные действия.

Нейрофизиология - Управленеи произволными движениями

Но вот перед тем, как действия будут осуществлены, происходит еще один важный момент: мозг уже имеет цель (акцептор результата действия) и имеет ориентировочный план, как ее достичь (эфферентный синтез).

Далее происходит процесс афферентного синтеза, то есть сверка с памятью (опытом), обстановочной афферентацией (окружающей обстановкой), пусковой афферентацией (триггером), и мотивацией (уровнем удовлетворенности потребностей). Если все эти четыре компонента говорят «да», то происходит принятие решения о переводе программы эфферентного синтеза в собственно действие.

Причем на этом не заканчивается цикл. Каждый элемент действия проверяется согласно параметрам, критериям на то, насколько он правильно выполнен и насколько промежуточные результаты совпадают с тем, что задумывалось. За процесс сравнения реальных и ожидаемых результатов у нас отвечает поясная извилина. Для этого она учитывает информацию, которая поступает от разных сенсорных областей: зрительной, слуховой, кожной, мышечной. Затем поясная извилина отправляет обработанную информацию в ассоциативную лобную кору. Если результаты совпадают, намеченная программа продолжает выполняться. Если не совпадают, происходит коррекция программы, причем корректироваться может или только элемент эфферентного синтеза, или же и акцептор результата действия, и эфферентный синтез.

Весь этот процесс происходит до тех пор, пока мы не достигаем поставленной цели, желаемого результата.

Например, мы хотим забить гвоздь в дощечку. У нас формируется образ забитого гвоздя и идеи того, с помощью каких движений можно это осуществить. Происходит проверка: делали ли мы это раньше таким образом? Если да, то какой был результат? Подходит ли окружающая обстановка, чтобы достигать цели таким образом? Что с триггером и мотивацией? Если на все вопросы ответ положительный, то моторная кора активирует соответствующие мышцы и мы совершаем движение. Во время и после первого движения происходит сверка – все ли идет, как надо? Если да, продолжаем движения по забиванию гвоздя. Если нет – корректируем их. И так, пока гвоздь не будет забит туда, куда мы хотели, так, как мы хотели.

ТФС работает как для задач небольшого формата типа забить гвоздь, взять ручку, сорвать яблоко, так и для задач более крупного масштаба: научиться водить машину, купить дом, выполнить рабочий финансовый план, то есть для реализации того, чтобы называется долгие или длительные поведенческие программы.

Зачем нам произвольные движения и как им помочь

Произвольные движения нам нужны каждый раз, когда мы делаем что-то новое, непривычное в новых условиях. Для ребенка почти любые движения являются произвольными, для взрослых – те, которые требуют особого сосредоточения: нести полную чашку горячего чая, стрельба из оружия, вождение автомобиля в первые месяцы, приготовление нового блюда и т. д.

И тут вступает в роль еще один важный аспект произвольных движений: то, что помогает нам их совершать и пробовать новые варианты – нейромедиатор дофамин, который выделяется при двигательной активности, поисковом и исследовательском поведении. Дофамин, среди прочего, выделяется на новизну и дает ощущение удовольствия от движения как такового и от нового движения, дающего результат (например, новая информация или новый способ чего-то достичь). Одна из задач дофамина – это закрепление нового удачного поведения, то есть участие в функциях памяти и обучения.

Нейрофизиология - Управленеи произволными движениями

Однако произвольные движения требуют слаженной работы огромного количества нейронов, на это тратится большое количество энергии и вычислительных мощностей мозга. При этом многие другие функции в этот момент могут подавляться, так как кора занята сложной и важной работой. Поэтому те движения, которые мы повторяем и повторяем, переводятся в автоматизированные, где уже работают вместе с лобной корой базальные ганглии и мозжечок. Они запоминают двигательную программу и «подменяют» кору больших полушарий, чтобы высвободить ее ресурсы для других задач. Но в любое выученное движение кора может вмешаться в любой момент, чтобы скорректировать цель (акцептор результата действия) или план двигательной программы (эфферентный синтез) – для более точного и правильного выполнения задачи.

Нейрофизиология - Управленеи произволными движениями

Любой новый навык, который мы изучаем и отрабатываем, строится на том, что сначала мы совершаем произвольные движения, которые затем при повторении переходят в автоматические. Зная нейрофизиологию, легко найти лайфхак, как помочь этому процессу происходить быстрее. Поощрение и положительное подкрепление! Давайте себе положительную обратную связь, замечайте те моменты, которые получаются хорошо и хвалите себя за это! Выделившийся дофамин позволит и получать удовольствие от процесса, и ускорит собственно обучение и перевод нового навыка в автоматизм.

Новое поведение, нейрокоучинг и НЛП

Если вы хотите узнать больше о том, как работает Теория функциональных систем и как ее можно применять к своим целям и задачам, приходите к нам на курс обучения по нейрокоучингу – там мы ТФС разбираем очень подробно и с помощью разнообразного инструментария глубоко прорабатываем каждый ее пункт.

Ближайший курс стартует осенью 2022 г. в Киеве.

В НЛП же мы используем модель, близкую к ТФС, но несколько упрощенную – Т.О.Т.Е. (test-operate-test-exit). Авторы модели – Миллер, Галантер и Прибрам – изучали нейрофизиологию и нейробиологию и вывели минимально необходимые условия для того, чтобы наши действия были эффективны и цели достигались легко. За счет того, что модель Т.О.Т.Е. более проста, она же и становится более универсальной: ее можно с успехом применять не только к поведению и целям, а и к работе любых систем, начиная от бытовых задач и заканчивая выстраиванием бизнес-процессов и организации работы компании в целом.

Более детально модель Т.О.Т.Е. мы изучаем и учимся применять ее для разных целей, задач и контекстов на курсе НЛП-Практик (начало нового потока 25-26 июня 2022; осталось буквально несколько мест. ;))

 

Регистрация

 

Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial