Нейрофизиология принятия решений: как работает мозг

В современном мире нам приходится принимать много решений, часть из которых мы принимаем в достаточно сложных для мозга условиях неопределенности. Когда не происходит особо никаких изменений, когда жизнь человека строго регламентирована, что, когда и как делать, мозг в большой степени работает в автоматическом режиме, реализуя стереотипные модели поведения. При этом расходуется меньше энергии, но теряется гибкость. И даже в такой ситуации процесс принятия решений в головном мозге происходит почти постоянно. Даже когда внешний мир кажется стабильным, в нем происходят изменения. Изменения происходят постоянно и во внутреннем мире: меняются параметры организма (насыщение крови кислородом и углекислым газом, концентрация ионов, глюкозы, уровень гормонов и т. д.), меняются приоритеты потребностей… И каждый раз наш мозг стоит перед выбором: что делать? из всего многообразия потребностей какой заняться? в какой последовательности? как реализовать?

Все много усложняется в нынешних реалиях, когда мы сталкиваемся со все большей непредсказуемостью и неопределенностью. Стереотипные программы перестают срабатывать и приходится все больше принимать необычных и новых решений. Чем больше уровень неопределенности, тем сложнее становится принятие решений. И тем важнее, насколько эффективно проходит этот процесс.

Наибольший интерес здесь представляет ассоциативная лобная кора. Это основная часть мозга, которая отвечает за принятие решений, при этом она не работает в одиночку, ей необходимы помощники, секретари, аналитики – то есть другие области, предоставляющие необходимую для принятия решения информацию.

Для принятия решения ассоциативная лобная кора учитывает информацию от:

  • миндалины: об уровне удовлетворенности каждой потребности, эту информацию миндалина получает от центров потребностей;
  • ассоциативной теменной коры: об объединенных потоках сигналов от сенсорных систем;
  • структур лимбической системы: об эмоциональном и мотивационном состоянии;
  • коры больших полушарий в целом и гиппокампа: память о прошлом опыте.

Исходя из всей полученной информации, происходит выбор доминирующей потребности: той, которая менее всего удовлетворена на данный момент и требует быстрого решения.

Затем процесс осуществляется по таким этапам:

  1. Выбор поведенческих программ, которые связаны с удовлетворением доминантной потребности.
  2. Оценка соответствия выбранных программ текущим сенсорным стимулам.
  3. Учет веса программы, где важно сколько раз эту программу использовали и с каким успехом.

Параллельно с этим происходит принятие решений на основе значимости, то есть проведение оценки выгоды действия. Чтобы сделать эффективный выбор, необходимо оценить потенциальную значимость действия, которая отражает вероятность его желаемых результатов. Другими словами, ассоциативной лобной коре необходимо проанализировать всю информацию и взвесить, какой из вариантов поможет лучше:

  • достичь желаемого результата и получить вознаграждение (в виде выброса нейромедиаторов, дающих приятные эмоции: дофамин, норадреналин, серотонин, эндорфин);
  • избежать наказания и негативного влияния (при котором уровень дофамина и др. нейромедиаторов, дающих положительные эмоции, падает, зато нарастают отрицательные эмоции в результате реакций миндалины, островка, заднего гипоталамуса).

Нейрофизиология принятия решений: как работает мозг

Каждый из альтернативных вариантов оценивается на пригодность и выбирается тот, который выигрывает по всем параметрам больше всего: удовлетворяет доминирующую потребность, соответствует текущим сенсорным стимулам, имеет высокий «вес» (часто успешно реализовывался), даст много положительных эмоций и/или поможет избежать отрицательных.

Особенно важным принятие решений на основе значимости становится, когда мы принимаем сложные решения в ситуации неопределенности. Если наша задача решить, поесть сейчас или заняться обучением, а если поесть, то что именно – это достаточно простой вариант. Если же нам надо принять решение, к примеру, чем зарабатывать на жизнь, переезжать в другой город или нет, то принятие решения становится более комплексным и затрагивает больше факторов.

Процесс принятия решения также можно описать, рассмотрев теорию функциональных систем (ТФС), разработанную П. К. Анохином в середине прошлого века. Здесь принятие решения – это часть ТФС, которая следует после того, как сформированы:

  • акцептор результата действия (видение и модель того результата, к которому человек (или другое животное) хочет прийти;
  • эфферентный синтез (план реализации и достижения результата);
  • память о прошлом опыте,
  • обстановочная афферентация (условия окружающей среды),
  • пусковая афферентация (триггер, запускающий реакцию),
  • мотивация.

Когда все вышеперечисленные составляющие собираются вместе и соответствуют выбранному результату (выбран результат и план, есть позитивный опыт, условия помогают, мотивация есть, триггер есть) – происходит принятие решения о переводе программы плана действий в собственно действие. Далее по той же схеме, что мы описали выше: результаты действия сравниваются с желаемыми, и мы либо продолжаем действовать до достижения результата, либо же корректируем выбранную программу.

Нейрофизиология принятия решений: как работает мозг

Важность ассоциативной лобной коры становится очевидной, когда мы сталкиваемся с тремя примерами: случай Финеаса Гейджа, случай Эллиота, описанный Антонио Дамасио, и пример лоботомии.

Пример Финеаса Гейджа считается классическим. Гейдж работал прорабом на железной дороге, и в один день произошел несчастный случай: металлический стержень прошел через его голову и значительно повредил именно лобную часть. Случай Эллиота описывает Антонио Дамасио в книге «Ошибка Декарта». У Эллиота была опухоль мозга, менингиома, которая сдавливала обе лобные доли. Опухоль удалили вместе с частью лобной коры.
И Гейдж, и Эллиот в результате повреждений лобной коры не имели особых когнитивных нарушений (Эллиот все тесты на интеллектуальные способности проходил вообще блестяще). Зато характер у обоих поменялся: у Гейджа в сторону худшего контроля своих импульсов, у Эллиота, наоборот, в сторону безэмоциональности. Но самые катастрофические последствия касались сферы принятия решений. Порой ни один, ни второй не могли принять даже самого элементарного решения как-то: какой одеть галстук или на какое время назначить встречу. Дамасио пишет про Эллиота: «В конце одного сеанса, после того, как он подготовил огромное количество вариантов действий, все из которых были реальны и осуществимы, Эллиот улыбнулся, явно удовлетворенный своим богатым воображением, но добавил: «И после всего этого я все равно не знаю, что делать!» Эллиот был неспособен выбирать эффективно: он либо вообще не выбирал, либо выбирал плохо.»

Одна из идей Дамасио, состоит как раз в том, что, потеряв связь лобной коры с лимбической системой, отвечающей за эмоции, мы теряем способность принимать верные решения, либо же нам вообще их сложно принять – потому что в принятии решения обязательно участие тех структур мозга, которые связаны с эмоциями. То есть важно не только проанализировать информацию от разных областей мозга (включая лимбическую систему), а и понять, прочувствовать, какие эмоции сопровождают каждый из потенциальных выборов. Мы принимаем решения и логически-рационально, и обязательно эмоционально!

Еще один пример представляет собой печальный эпизод в истории медицины – это вручение Нобелевской премии 1949 г. «За открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях». Метод лейкотомии (лоботомии) разработал Эгаш Мониш в 1935 г. В разных вариациях суть метода заключалась в том, что пациенту частично удаляли лобные доли или же разрушали пути, связывающие их с другими отделами мозга. Одним из проявлений так называемого синдрома лобной доли выступала неспособность принимать решения.

И хочется завершить на позитивной ноте. Принятие решения – это, по сути, навык, применение которого имеет ряд позитивные эффектов:

  1. Усиление контролированности происходящего.
    Когда человек принимает самостоятельные решения, у него возникает, как правило, ощущение того, что он управляет своей жизнью и может влиять на нее. Ряд исследований на лабораторных животных и людях показывают, что те, кто самостоятельно принимают решения, чувствуют себя более здоровыми и уверенными и получают больше дофамина (а, следовательно, и положительных эмоций), нежели в случае, если решение принимают за них.
  2. Снижение стресса.
    Ситуация неопределенности и неподконтрольности для нашего мозга и организма в целом достаточно стрессовая. Принимая решения, мы снижаем уровень неопределенности, а, значит, и стресса.
  3. Улучшение эмоционального состояния.
    Как описано выше, сам факт принятия решения уже успокаивает и дает позитивные эмоции.

Исходя из этого, можно сказать, что в нашей жизни навык принятия решения полезно развивать.

Да, мы не всегда заранее знаем, правильное ли решение принимаем и какими эффектами этот выбор обернется, но с точки зрения нейрофизиологии сам факт принятия решения часто важнее, чем правильность этого решения. И чем лучше вы знаете себя, чем лучше у вас натренирован навык принятия решений, тем проще и с бОльшим удовольствием и пользой вы можете это делать.

Более подробно про теорию функциональных систем, нейрофизиологические механизмы и особенности принятия решений мы разбираем на курсе по Нейрокоучингу.

Нейрокоучинг как направление коучинга, основанное на нейрофизиологии и нейропсихологии дает много важных ответов, как работает мозг и как это можно применять и использовать более эффективно для целей и задач — для себя и для работы с клиентами или подчиненными.

Плюс к нейрофизиологии на курсе мы даем много инструментов и техник, помогающих, в данном случае, принимать решения разного уровня сложности и важности. По сути, на курсе мы целый день (8 часов!) занимаемся темой принятия решений!

Курс «Школы нейрокоучинга» уже начался. Вы можете присоединиться к этому потоку, начиная со второго модуля 12-13 декабря 2020 г.
Следующий курс начнется только через год, в 2021 г.

Присоединяйтесь! 🙂

Литература:

  1. Ю. И. Александров. Психофизиология.
  2. А. Дамасио «Ошибка Декарта»
  3. Перевод статьи Sung-il Kim. «Neuroscientific model of motivational process». Frontiers in Psychology, 04 March 2013
  4. В. Дубынин. Курсы МГУ «Физиология ЦНС» и «Нейрофизиология поведения»
Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial