«По сути, мы разрабатываем способ научить людей пользоваться собственными мозгами.»

Р. Бэндлер

Пару слова о коучинге

Коучинг как направление работы с клиентами появился в 70-х годах прошлого века и с тех пор распространился по всему миру.

Коучинг — процесс партнерства и взаимодействия коуча и клиента, во время которого коуч помогает клиенту решить его задачи относительно целей и будущего. В процессе коучинга коуч не дает советов или рекомендаций, а только задает определенные вопросы, помогающие клиенту находить свои собственные внутренние ответы. В результате коуч-сессии клиент сам для себя осознает, что он хочет и какова его цель, как этой цели достичь, разрабатывает план достижения, находит ресурсы и мотивацию.

За последние десятилетия коучинг стал весьма популярным видом деятельности, и к услугам коуча обращаются многие люди и компании. При этом результаты бывают разными: некоторые полностью достигают поставленных целей, некоторые — частично или же вообще не достигают в желаемом виде и объеме. Практикующие коучи наверняка хотя бы один раз, сталкивались в своей работе с парадоксальной ситуацией, когда клиент оплачивает коуч-сессию, ставит цель, создает великолепный план ее достижения, у него «руки чешутся» немедленно приступить к его реализации и…. дальше ничего не происходит. Или происходит, но «не так». Или «не там». Или куда-то девается мотивация и вдохновение.

Да и каждый наверняка знает по себе: вроде, цель есть, вдохновляет, радует, план даже написан, но до того, чтобы подняться с дивана и начать что-то делать в направлении цели не доходят ни руки, ни ноги. Разве что лежать в направлении цели можно, как говорится в одном известном демотиваторе.

И вот пару лет назад мы задумались: а почему так происходит? Чего не хватает нашим клиентам, да и нам самим в подобных ситуациях? И, конечно же, как сделать так, чтобы все получалось: и достигать цели, и делать это легко? В поисках эффективных способов «переключить» клиента с режима «планирования» в режим «делания»,  мы решили глубже вникнуть в принципы и законы работы человеческого мозга. Находили, читали и смотрели много научных исследований и экспериментов по нейрофизиологии: что происходит в нашей нервной системе, когда мы ставим цели, как мы переходим от создания цели к действиям и что для этого надо.

Вдохновленные, мы создали новый формат работы с клиентом, коучинг, работающий по законам и принципам работы мозга.  Назвали его просто и незамысловато — «нейрокоучинг».

Нейрокоучинг

Нейрокоучинг — это специфический формат системной работы с клиентом по повышению его персональной эффективности. Нейрокоучинг основан на современных знаниях о том, как на нейрологическом уровне устроен алгоритм достижения целей.

Дело в том, что в нашей анатомии и нейрофизиологии уже прошита и создана возможность для того, чтобы мы были весьма эффективны. Чтобы мы могли анализировать, решать, действовать, быть вдохновленными и мотивированными. По сути, все, что нам надо для того, чтобы жить счастливой жизнью, ставить цели, достигать результаты, создавать отношения — потенциально уже есть. Мы все это умеем делать и даже более того — делаем каждый день! Вопрос только в том, знаем ли мы эти механизмы и умеем ли их использовать целенаправленно и осознанно.

Разрабатывая модель нейрокоучинга, мы ставили перед собой задачу: создать такие инструменты и технологии, научиться работать с собой и клиентами так, чтобы воспроизводить изученные механизмы максимально близко к тому, как это происходит природным образом. Причем — с учетом особенностей и возможностей нашей физиологии. Благодаря этому работа получается не отделена от клиента какими-то странными теориями или подходами, а становится более легкой и естественной. Мы, скорее, помогаем клиенту вспомнить и научиться использовать тот потенциал, который есть у него от природы. Это очень точно ложиться в понимание коучинга, которое закладывали его основатели — Тимоти Голви и Джон Уитмор. И, конечно, базируется это все на научных знаниях, данных исследований и достижениях. По сути, формат коуч-сессии построен таким образом, чтобы инициировать выполнение этого ключевого для всех алгоритма в нервной системе клиента. 

Формат нейрокоучинга построен на Теории функциональных систем (ТФС) — основной модели системной психофизиологии, которая описывает то, что называется «полный поведенческий акт» — от зарождения идеи до реализации. Кратко познакомим читателей с тем, что же нам как человеческим существам необходимо, что не просто мечтать, а и начинать воплощать свои мечты в реальность.

Теория функциональных систем

ТФС представляет собой определенный алгоритм и состоит из нескольких важнейших пунктов или блоков, которые включаются в нашей нервной системе. Говоря, что включаются блоки, мы имеем в виду активизацию определенных нейронных сетей, ответственных за ту или иную функцию. Причем это касается каждого пункта в алгоритме ТФС. Главное, чтобы все эти аспекты были заполнены и поддерживали достижение результата. Если хотя бы один из аспектов не будет обеспечен — ничего не произойдет.

Первое, что необходимо нашему мозгу — сознательному и бессознательному — это создать образ или модель желаемого результата: четко, конкретно и ясно. Увидеть, что именно человек хочет достичь, услышать и почувствовать этот результат. Наш мозг предельно конкретен. Картинка успеха в целом — совершенно не то, что ему надо. Чтобы совершить любое действие, наш разум сначала представляет, как он это будет делать, и лишь затем делает. Даже чтобы протянуть руку и взять стакан воды, мы вначале видим, как это сделаем, представляем стакан в руке.

Чтобы купить машину, необходимо сначала представить себя и машину и удостовериться, что машина в этой внутренней картинке именно ваша, а не кто-то дал вам посидеть и порулить чужой.

После этого наступает фаза планирования: каким образом можно достичь результата, как это сделать лучше всего. Соответственно и мы, думая о цели, прорисовываем план действий по ее достижению.

Если говорить о машине, то какие шаги необходимо сделать, чтобы ее купить? Какие факторы учесть? Каким именно образом это сделать лучше всего? И, конечно, обозначить сроки достижения результата и промежуточных шагов.

Когда есть понимание, какого результата хочет достичь человек, и как это можно реализовать, включаются следующие аспекты в нашем мозге.

Опыт и убеждения. Важно, чтобы опыт человека и то, во что он верит относительно себя, мира и других людей, поддерживали достижение цели. Необходимо, чтобы человек верил, что достичь ее возможно в принципе, что он может это сделать. Если в прошлом опыте человек делал успешно нечто подобное, это, безусловно, помогает.

Верит ли человек, что он может купить машину и затем ею управлять? Умеет ли он это делать? Покупал ли он уже ранее такие весомые по стоимости вещи и как ему это удавалось, что помогало и поддерживало?

Мотивация. Без мотивации — никуда. Все, что мы делаем или не делаем, основывается на мотивации. В глубине любой мотивации лежат два момента: ценности и потребности. Если реализация цели способствует удовлетворению каких-либо ценностей или потребностей, человек это делает. Если не способствует и не удовлетворяет, человек ничего и не делает, ибо зачем? Наш мозг весьма рационален и практичен. Если можно чего-то не делать, если неделание выгоднее — конечно, мозг выбирает этот вариант. Лени как таковой не существует. Существует только отсутствие мотивации.

Зачем человеку машина? Что ему это даст и какие бонусы, выгоды принесет? Какие потребности и ценности он сможет удовлетворить, имея машину?

Условия и среда. Мало иметь поддерживающий опыт и мотивацию. Необходимо также, чтобы условия и окружающая среда тоже помогали. Одних целей легче достичь в одних условиях, вторых — в других. Люди в разных условиях проявляются по-разному и по-разному действуют.

Какие условия должны быть, чтобы купить машину в обозначенные сроки?

Триггер. Чтобы вся система заработала, нам необходим сигнал к старту — триггер, определенный спусковой крючок, после которого происходит действие. Для кого-то это может быть ограничения по времени, например. Для кого-то фотография любимых. У каждого человека для разных ситуаций будет свой триггер.

Что должно произойти, чтобы начать действовать?

В нашей нервной системе эти четыре пункта (опыт и убеждения, мотивация, условия и среда, триггер) включаются одновременно, но, работая с клиентом или сами, мы, естественно, прорабатываем их последовательно. Когда все эти пункты становятся такими, которые помогают достичь цели, поддерживают ее — только тогда дается внутреннее «добро» на реализацию плана, и мы действуем.

Человек начинает что-то делать, получает промежуточные результаты, но это только часть пути. По ходу действия наш разум сопоставляет то, что мы получили, с желаемым результатом и, если что-то идет не так, корректирует результат или план. И только когда мы достигаем того, к чему стремились, цикл завершается.

Полная схема теории функциональных систем несколько сложнее и имеет больше аспектов и пунктов. Конечно, идеал в работе нейрокоуча: при проработке каждого пункта с клиентом помогать не просто их наполнить, а воссоздать тот естественный процесс, который происходит, когда человек достигает своих целей — с учетом знаний и подходов нейрофизиологии.

Каждый человек — гений

Мы все — гении, мы можем и умеем намного больше, чем думаем о себе сами. В нашей физиологии заложены базовые механизмы, которые помогают нам быть успешными и реализовывать задуманное. Если задуматься, каждый из нас уже очень много достиг в своей жизни. И может достичь еще большего.

В последнее время нейрофизиология и знания о том, как устроен и работает наш мозг, становятся все более популярными и интересными многим. Мы очень рекомендуем изучать, читать, смотреть, познавать себя и с такой стороны также. Зная, как работает наш разум, какие великие возможности в нем заложены, мы можем создавать свою жизнь такой, которая будет приносить радость, удовольствие, гармонию — и все те ценности, которые для вас важны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *