Мы рождаемся с очень малым количеством предустановленных реакций. Почти всему, что мы умеем, мы научились в течение жизни. Долгое детство и долгое взросление – это наша плата за гибкость и адаптивность.
Человеческий мозг – одна из самых адаптивных систем в нашем мире.
Есть разные определения и подходы к тому, что считать инстинктом. В строгом биологическом смысле инстинкт – это сложная форма автоматического поведения, возникающая на определенный стимул, заложенная генетически. Много инстинктивного поведения = потеря гибкости. Потому что настоящие инстинкты диктуют строго определенную реакцию на стимул. Причем не простую реакцию – это тогда будет безусловный рефлекс. А именно сложный поведенческий паттерн. Жестко запрограммированный.
Если у существа много инстинктивных программ, у него мало гибкости. Если мало или нет вообще инстинктивных программ – много гибкости. Но тогда поведенческим программам надо научиться. Понимаете, в чем штука, тут же глобально два варианта: или ты умеешь что-то сразу, или учишься этому.
Ты только родился и уже через пару часов ходишь и можешь бежать вместе со всем стадом. Или ты учишься ходить месяцы, да и то не сразу после рождения.
Пришло время вить гнездо, ты просто пошел и собрал нужные веточки и сразу сложил их правильным образом. Или тебе надо отдельно учиться тому, как устраивать быт.
Тебе не надо принимать решений, как действовать – ты знаешь, что делать в любой ситуации; даже думать не надо – просто действуй. Или ты растешь, развиваешься, попадаешь во множество разных ситуаций и учишься, как в них реагировать, что делать, какие способы более эффективны…
Инстинкт – жесткая врожденная программа. Научение – гибкая программа, потому что она способна корректироваться и меняться.
То, что у нас нет или почти нет инстинктов – это наше огромное преимущество. Так как инстинкт – это диктат, который невозможно обойти. Условия среды меняются, а инстинкт продолжает работать, как будто все, как прежде. Приобретение поведенческих реакций и программ – это способ их выстроить более адаптивно и потом гибко изменять, исходя из потребностей и меняющихся условий.
В этом смысле мы все, пока сохраняем гибкость, сохраняем молодость. Гибкость тела, гибкость ума, гибкость эмоций.
Чем больше и чем дольше мы учимся, тем дольше наш разум сохраняет ясность и четкость.
Есть множество исследований, которые показывают, что те, кто многому учится и продолжает все время познавать новое, дольше сохраняют себя в прямом смысле. Как мы любим говорить: это вы думаете, что просто пришли обучаться, на самом деле мы профилактируем болезнь Альцгеймера.
А что может быть интереснее и прекраснее, чем обучение тому, как работает наш мозг? Знать, как он создает цели и идеи, как рождается желание и мотивация, как принимаются решения и выбирается способ поведения. И не просто знать, а и уметь действовать, исходя из этого. Помогать себе и другим не просто быть более эффективным, а и жить более счастливо и с учетом естественных потребностей, реакций и алгоритмов нашего мозга.
Поэтому-то на наш курс по нейрокоучингу часто приходят не только коучи или желающие ими стать.
Приходят руководители, тренеры, HR-ы – понимания алгоритмы мозга, им проще и понятнее, что и как делать со своими клиентами, подчиненными, партнерами.
Приходят люди самых разных занятий – просто для себя, для собственного интереса, развития и улучшения качества жизни.
Почитать подробнее и зарегистрироваться можно тут: Школа нейрокоучинга
Курс «Школы нейрокоучинга» начинаем 23-24 октября 2021 г.
P.S. У нас там действительно много про мозг. И можете быть спокойны: вся информация дается просто и понятно, так, чтобы можно было легко ее усвоить и научиться. Ну, и инструментарий и техники все, конечно, тоже отрабатываются — с вашими личными задачами и целями. Так что тут тройной профит: и узнать про мозг, и научиться техникам/инструментам, и проработать свои запросы. 😉 А, ну да, и профилактировать Альцгеймера, конечно же. 🙂





