Почему вредно обучаться в стрессе, и почему мы на своих курсах делаем по-другому
Скоро у нас начнется новый поток курса НЛП-Практик. И, обсуждая его, часто поднимается важная тема – о том, как лучше и полезнее обучаться: в стрессе или в спокойной обстановке.
Так как последние годы мы очень плотно занимаемся нейрофизиологией, то четко понимаем, как строится обучение и научение и какие факторы ему способствуют, а какие мешают.
Что такое обучение с развитием навыков? Если упрощенно – это создание определенной нейронной цепочки с закреплением ее с помощью дофамина (нейромедиатор, вещество, которое обеспечивает передачу импульсов между нейронами). Если то, что мы делаем приносит удовольствие и дает результат (даже небольшой), выделяется дофамин, и связь укрепляется.
Плюс для фокуса внимания и формирования памяти нам нужны ацетилхолин и глутамат. Ну, и еще некоторые, но пока это опустим. ))
Что этому помогает обучению:
— доброжелательная атмосфера и безопасная обстановка, в которой можно спокойно пробовать новые виды восприятия, мышления и поведения;
— позитивное подтверждение даже небольших результатов;
— удовольствие в процессе, драйв, состояние игры;
— небольшой уровень стресса (эустресс), который дает мобилизацию внимания и ресурсов.
Что мешает обучению:
— средний или высокий уровень стресса;
— негативное отношение окружающих к тому, что вы делаете;
— фокус на неудачах и провалах;
— напряженная обстановка с чрезмерным оцениванием и обесцениванием.
Когда мы в стрессе, выделаются в большей степени не дофамин, а кортизол и норадреналин. А это совершенно другие вещества с другими эффектами. По сути, их цель — мобилизировать нас в момент опасности и угрозы.
Организм в таком случае реагирует, в основном, одним из трех вариантов:
— «беги», то есть возникает желание срочно убежать подальше от угрозы
— «бей», если можно угрозу обезвредить, это надо сделать. Причем срочно!
— «замри», потому что вдруг пронесет, и никто не заметит.
Когда человек в реакции «бей-беги-замри» тут уж не до обучения. Тут включаются базовые защитные реакции. То есть обучение, конечно, происходит, но совершенно не то, на которое рассчитан тренинг, и эффекты могут быть слабо предсказуемы. И чему человек обучиться — вопрос открытый.
Мы знаем, что есть тренеры, которые специально создают на тренингах стрессовые ситуации, фокусируются на неудачах, обесценивают участников и/или их действия.
Зачем они это делают — для нас загадка. Может, не в курсе нейрофизиологии обучения? Или преследуют какие-то свои цели, отличные от заявленных?
На таких тренингах у участников есть отличный шанс научиться выживать в условиях жесткого тренинга или же сформировать выученную беспомощность. Но вряд ли хорошо и качественно натренировать те навыки, ради которых они пришли обучаться.
Поэтому мы у себя на тренингах стараемся создавать спокойную доброжелательную обстановку, тренировку в кайф и с удовольствием. Да, немного стресса полезно. И он будет в любом случае, когда вы в группе незнакомых людей обучаетесь чему-то новому. А без тренировки ничего не получится.
Но не надо усугублять. ![]()
Нам очень нравится фраза Джона Гриндера, одного из создателей НЛП:
«Я … рассматриваю общение как игру, а инструменты НЛП – как способ получить от нее больше удовольствия!»
А мы бы добавили, что не только общение, а и обучение в целом! ![]()


