Раз уж у нас начало учебного года, то пару слов про обучение и нейрофизиологию.
Касается не только школьников, но и студентов, и взрослых.

Один из самых важных навыков современного мира — это умение грамотно обучаться. Как же сделать так, чтобы обучение — любое! — было эффективным?

Краткий ликбез по нейрофизиологии обучения

Что такое обучение с точки зрения нашего мозга? Это создание и закрепление нейронных связей. Наш мозг обладает пластичностью, он может изменяться как функционально, так и структурно. Если вы обучаетесь чему-то новому, вы либо перестраиваете уже созданные нейронные связи, либо создаете новые. В том числе, когда вы обучаетесь чему-то новому, рождаются новые нейроны. Этот процесс называется неонейрогенез, и он у нас происходит на протяжении всей жизни.

Чтобы новая нейронная связь закрепилась, нужно, чтобы не только появились новые нейроны и связи между ними, а и клетки нейроглии (специальные клетки, которые помогают в питании, защите, проведении импульсов и др. вспомогательные функции).

️️️️️Итак, чтобы этот весь процесс происходил быстро и эффективно, важно:

  1. Постепенно складывать конструкцию.
    Сначала простые элементы, потом сложные. Сначала элементы навыков, потом простые навыки, затем лишь усложнение. Говоря метафорически, сначала пишем палочки и лишь потом слова и предложения.
  2. Повторение.
    Чем больше повторения, тем лучше все закрепляется. Количество повторений и необходимых дней зависят от большого количества факторов: начиная от индивидуальных особенностей нервной системы и нейромедиаторов и заканчивая тем, насколько новым является для вас то, что вы учите и насколько уже под это есть сформированные элементы нейронной сети.
  3. Эмоции.
    Любое действие, которое сопровождается эмоциями, лучше запоминается. Причем с точки зрения мозга не так принципиально, это будут позитивные эмоции или негативные. Если что-то вызвало эмоциональный всплеск, значит это важно и нужно получше запомнить. Чтобы или повторить в будущем, или избегать.
  4. Положительное подкрепление. Дофамин.
    Каждое успешное мини-действие в новом обучении важно подкреплять чем-то приятным (слово, благодарность, похвала, вкусняшка — что угодно).
    Будет положительное подкрепление — все заучится быстрее, проще и, что логично, приятнее.

Правило в нейропсихологии: закрепляется то, что вознаграждается.
Это база и основа любого обучения.

Что мешает эффективному обучению?

  1. Сразу сложное и комплексное.
    Если вы, изучая новое, берете сразу что-то для себя слишком сложное — вы или не научитесь, или попадете в стресс, или все будет очень долго, потому что мозг все равно сначала будет раскладывать на простые элементы, а потом соединять.
  2. Сильный стресс или хронический, то есть постоянный, стресс.
    Сильный и/или хронический стресс вызывает совершенно не тот каскад нейромедиаторов и гормонов, чем те, что нужны для обучения. Пойдет много кортизола и норадреналина. И задача номер один для мозга и тела будет — выжить любой ценой. Тут уж не до обучения. Как правило в стрессе идет перераспределение крови (а значит кислорода и питания) — все идет к сердцу и мышцам. Зато уменьшается в ряде внутренних органов и в мозге. Префронтальная кора, которая очень важна для обучения, тоже страдает. Ее тупо отключают от участия в процессе. Какая кора, если сейчас надо срочно или убежать, или напасть…
  3. Скука, то есть отсутствие интереса.
    Скука означает отсутствие фокуса внимания и низкий уровень тех нейромедиаторов (типа ацетилхолина и дофамина), которые крайне важны для памяти и обучения.
  4. Завышенные ожидания.
    Это когда хочешь, чтобы получилось сразу, быстро и идеально. Так почти не бывает, а когда реальность не совпадает с ожиданием — получаем стресс, и смотри п. 2.

А что помогает?

Пункты 1-4 из того, что делает процесс эффективным. Плюс:

  1. Интерес к теме, действию, обучению.
    Выделение дофамина, ацетилхолина и еще ряда веществ способствует сфокусированности, запоминания и закреплению.
    Обучаясь, периодически задавайте себе вопросы:
    А что в этом для меня может быть интересного? Где я могу это применять? Чем это мне может быть полезно?
  2. Использовать все репрезентативные системы.
    Сделать так, чтобы обучение задействовало и зрение, и слух, и кинестетику. Видеть, слышать, говорить, писать, рисовать, делать. Чем больше каналов задействует обучение, тем быстрее и эффективнее все встроится.
  3. Возможно: небольшой уровень стресса, эустресс.
    Это к эмоциям, по сути. Уровень полезного и помогающего стресса я бы оценила на 1-3 по 10-балльной шкале, не более. Так, чтобы важность момента появилась, и префронтальная кора еще оставалась в рабочем состоянии.
  4. Небольшой вызов.
    Мозг не очень любит обыденные задачи, потому что там мало шансов получить дофамин (а дофамин мозг любит!) Зато мозг любит новизну и небольшой вызов — чуть-чуть, чтобы дофамин начал выделяться и способствовать обучению.
    Так что, обучаясь, ставьте себе задачи с небольшим вызовом. И обязательно похвалите себя после выполнения или дайте себе любое другое положительное подкрепление.

Кому интересно больше про то, как работает наш мозг и как это можно применять для обучения, мотивации, достижения целей, принятия решений и т.д. — добро пожаловать на наш курс по нейрокоучингу.

На нашем курсе нейрокоучинга все будет не просто в теории, а в абсолютно прикладном практическом аспекте.

Курс «Школы нейрокоучинга» уже начался. Вы можете присоединиться к этому потоку, начиная со второго модуля 12-13 декабря 2020 г.
Следующий курс начнется только через год, в 2021 г.

Зарегистрироваться на курс можно тут: РЕГИСТРАЦИЯ

Будьте с нами!
error
fb-share-icon
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial